Специалист поисковой оптимизации агентства Реаспект
При работе над продвижением сайта одним из ключевых шагов специалиста по поисковой оптимизации является анализ конкурентов.
Для чего проводится данный анализ?
Во-первых, это необходимо, чтобы увидеть общую тенденцию развития в той или иной сфере.
Например, на сайтах, оказывающих услуги подбора сиделок, для повышения доверия посетителей конкуренты выкладывают фотографии потенциальных кандидаток на роль сиделки с краткой анкетой. Можно сделать вывод, что, занимаясь продвижением сайта аналогичной тематики, было бы ошибкой проигнорировать подобный тренд.
Во-вторых, анализ поможет понять, что на сайте можно сделать так же хорошо, как сделано у конкурентов.
Например: среди сайтов из ТОП 10 мы находим выгодные решения навигации или представления материала и используем их в своей работе. Иллюстрация этому тезису — выпадающее меню в хлебных крошках:
Рис. 1. Хлебные крошки с выпадающим меню
В-третьих, мы можем понять, что у конкурентов сделано плохо, и на своем сайте сделать лучше.
Например, на сайте конкурентов отсутствуют ЧПУ (человеко-понятные урлы). Это значит, что, если мы используем на своем сайте ЧПУ с соблюдением правил транслитерации, это поможет нам выглядеть в выдаче более выгодно.
Пример URL в выдаче без ЧПУ:
Рис. 2. URL-адрес без ЧПУ
Пример использования ЧПУ:
Рис. 3. URL-адрес с ЧПУ
Владельцам сайтов и маркетологам полезно уметь быстро анализировать конкурентов. Эта статья поможет провести анализ конкурентов с точки зрения поискового продвижения.
1. Поиск конкурентов
Примечание: информация о конкурентах от владельца бизнеса и выдача поисковых систем могут различаться. Поскольку мы работаем с поисковой оптимизацией, в первую очередь обращаем внимание именно на выдачу Яндекса или Google.
1.1. Работа с поиском
Чтобы понять, кто, по мнению поисковых систем, является нашим конкурентом, мы подбираем основные запросы для групп товаров или услуг, представленных на сайте. Например: купить мужскую обувь.
Примечание: раз речь идет о продвижении коммерческого сайта, запросы, используемые нами в качестве основных, должны быть коммерческими.
После чего смотрим в поиске выдачу по подобранным ключам, обращая внимание на сайты нашей направленности: если мы работаем с интернет-магазином, то из выдачи выбираем именно интернет-магазины.
Таким образом, с помощью нескольких запросов, отражающих направление деятельности продвигаемого сайта, можно быстро найти конкурентов.
1.2. Работа с сервисом AllPositions
AllPositions — сервис, который позволяет контролировать позиции сайта по подобранному семантическом ядру.
Для этого необходимо добавить свой проект:
Рис. 4. Добавление проекта в AllPositions
И ввести запросы, по которым продвигается наш сайт:
Рис. 5. Добавление запросов в AllPositions
В интерфейсе есть ссылка на отчет по конкурентам:
Рис. 6. Отчет по конкурентам
Данный отчет позволяет посмотреть, какие сайты имеют наилучшую видимость по подобранным нами запросам.
Вывод: анализ поисковой выдачи и отчет «Конкуренты» в AllPositions помогут быстро составить список сайтов-конкурентов.
2. Анализ посещаемости
Для анализа посещаемости мы рекомендуем использовать SimilarWeb, который считается одним из лучших онлайн-инструментов для конкурентной разведки:
Рис. 7. Пример анализа сайта в SimilarWeb
Он позволяет анализировать не только веб-сайты, но и мобильные приложения, определять конкурентов с учетом региональности, исследовать источники их трафика и каналы продвижения.
В начале работы необходимо зарегистрироваться и добавить свой проект:
Рис. 8. Добавление проекта в SimilarWeb
Затем, переходя по вкладкам левого меню, можно составить представление о своем проекте и проектах конкурентов в разрезе региона и сферы индустрии.
Возьмем за пример интернет-магазин http://www.lamoda.ru/. На скриншоте видно количество визитов на сайт за последние три месяца, доля общего трафика и примерного ранжирования сайта в указанном регионе и категории:
Рис. 9. Представления данных по анализируемому проекту
Одним из главных достоинств сервиса является то, что он дает возможность анализировать трафик с учетом индустрии: можно узнать общий объем трафика в данной сфере, основные источники трафика в конкретной индустрии. Также сервис позволяет посмотреть конкурентов, наиболее близких анализируемому проекту:
Рис. 10. Отчет по конкурентам в SimilarWeb
Таким образом можно обнаружить ранее неизвестных конкурентов, посмотреть основные источники их трафика и использовать эту информацию в своей работе.
Это платный сервис, но данных, предлагаемых демоверсией, достаточно для проведения быстрого анализа.
3. Анализ структуры сайта
Для полноты исследования нужно составить структуру своего сайта и двух-трех сайтов конкурентов.
Это необходимо, чтобы оценить структуру сайтов оппонентов, объем предлагаемых ими товаров или услуг, способы представления их на сайте.
Для построения карты сайта мы используем приложение XMind:
Рис. 11. Карта сайта в XMind
Есть несколько способов составления карты сайта, и SEO-специалистам мы рекомендуем использовать поисковую выдачу Яндекса. Для этого необходимо использовать следующие документные операторы, отминусовывая полученные результаты и занося их в карту:
- “rhost:” – поиск по хосту и поддоменам;
- “host:” – поиск по страницам хоста;
- “inurl:” – поиск по страницам, содержащим в адресе заданный набор символов;
- “~~” – минус или исключение.
Этот способ позволит получить представление о структуре сайта на основании данных из Яндекса, поэтому необходимо, чтобы сайт был проиндексирован этой поисковой системой.
Для тех, кто с документными операторами никогда не работал, подойдет ручной метод составления карты, когда выбранный для анализа сайт просматривается «вручную» и данные о его структуре заносятся в карту.
Подробное описание методов составления карты сайта при помощи поисковой выдачи и другие методы можно найти здесь.
4. Анализ семантики
Семантика, семантическое ядро — это список распределённых по сайту ключевых слов, по которым ведётся продвижение.
Анализ семантики конкурентов из ТОПа — отличный способ расширить семантическое ядро и увеличить трафик за счет низкочастотных запросов оппонентов. Также данный анализ поможет найти «слабые» места в собственной семантике. Всегда есть вероятность, что какие-то трафиковые запросы были упущены.
Для анализа семантического ядра можно воспользоваться сервисами Keys.so и Bukvarix.
4.1. Keys.so
Сервис дает широкие возможности для оценки исследуемого сайта. Для начала вводим название интересующего нас проекта в строку поиска и получаем наши данные:
Рис. 12. Добавление проекта в Keys.so
На открывшейся странице много полезного:
- поддомены владельца сайта;
- объявления и запросы в Директе (можно использовать это при настройке собственных рекламных кампаний);
- ключевые фразы с указанием частотности;
- конкуренты, семантическое ядро которых наиболее близко к анализируемому сайту.
Рис. 13. Отчет по конкурентам в Keys.so
Список ключевых фраз конкурентов доступен только при активной платной подписки. При ее отсутствии поможет Bukvarix.
4.2. Bukvarix
С помощью сервиса Букварикс можно быстро вытянуть семантику с конкурирующих сайтов:
Рис. 14. Анализ проекта в Bukvarix
Кроме этого в Буквариксе можно настроить регион, узнать базовую и точную частоту запросов (по данным Вордстата), экспортировать списки слов в формате .csv и .txt и многое другое.
Также в бесплатном режиме можно сравнить два сайта на предмет семантических ядер. Сервис показывает ключи конкурента, которых нет на продвигаемом сайте, а также общие ключи для сравниваемых проектов:
Рис. 15.Сравнение сайтов в Bukvarix
Вывод: данные сервисы будут хорошими помощниками при подборе ключей и анализе семантического ядра конкурента.
5.Анализ ссылочной массы
Для анализа ссылочной массы конкурентов необходимо воспользоваться сервисами MegaIndex и Ahrefs.
Оба эти сервиса показывают динамику изменений ссылочной массы:
- количество ссылающихся сайтов и страниц;
- график изменения общего числа ссылок;
- долю текстовых и анкорных ссылок (этот показатель важен для оценки естественности ссылочной массы);
- тематику ссылающихся сайтов.
MegaIndex — вводим название домена в строку и получаем график и числовые показатели:
Рис. 16. Анализ ссылочной массы в MegaIndex
Ahrefs — во вкладке Site Explorer вводим название проекта:
Рис. 17. Добавление проекта для анализа в Ahrefs
Получаем графики изменения количества ссылающихся сайтов и ссылок, анкоры.
Рис. 18. Изменение количества ссылок и сайтов-доноров на анализируемом проекте
Рассмотрев характер ссылочной массы конкурентов, можно составить стратегию работы над собственным сайтом:
- Наметить доноров, на которых можно купить ссылки;
- Определить количество ссылок, к которому следует стремиться;
- Написать правильные анкоры и тексты ссылок.
6. Матрица факторов
Матрица факторов — это последний шаг в быстром конкурентном анализе.
Составлять ее удобно в Excel или Google Таблицах. Намечаем конкурентов из ТОП 10 и строим таблицу. В левом столбце у нас будут «фишки», найденные на сайтах конкурентов.
Рис. 19. Матрица факторов
К «фишкам» можно отнести как коммерческие факторы (наличие 8800, возможности оплаты заказа картой, разные виды доставки и т.д.), так и юзабилити (удобная форма заказа, грамотно оформленное УТП, возможность заказать обратный звонок и проч.).
То есть на данном этапе необходимо найти у конкурентов как можно больше решений, которые могут повысить доверие посетителей к продвигаемому сайту. После этого делаем вывод: если выделенный фактор присутствует на 50% рассматриваемых сайтов, значит его необходимо использовать и в работе над собственным проектом.
Вывод
Мы рассмотрели методы быстрого анализа конкурентов при помощи поисковой выдачи и ряда сервисов.
Бесплатных возможностей описанных инструментов более чем достаточно, чтобы сделать экспресс-анализ и получить общую картину для дальнейшей работы над своим проектом.